shraibman (shraibman) wrote in history_ru,
shraibman
shraibman
history_ru

Анархизм, Ленинизм, Маоизм


Михаил Магид




В истории существовали и существуют различные течения, называющие себя коммунистическими. Они  имеют разное происхождение. Коммунистический анархизм восходит не к Марксу (хотя у последнего безусловно есть много интересных и разумных идей), и тем более не к Ленину. Коммунистический анархизм связан с идеями таких мыслителей, как Кропоткин, Карелин, Волин, Малатеста, Реклю, Аранго, Пуэнтэ. Один из первых документов коммунистического анархизма написан гениальным французским поэтом Артюром Рембо. 
 

Анархизм

В основе анархо-коммунизма лежит идея прямого действия. Что такое прямое действие? Это защита трудящимися своих интересов собственными силами, без посредников (представителей политических партий, судов, руководства профсоюзов) и не взирая на законы, установленные государством и бизнесом.

Как писал русский анархо-коммунист Аполлон Карелин в своей заметке "Десять Заповедей Организованных Рабочих" :

"Рабочие должны добиваться всего, чего им надо, непосредственным воздействием, непосредственной борьбой с хозяевами и правительством... Приемы и способы борьбы - стачка, плохая работа, бойкот-отчуждение, пропаганда противомилитаризма, всеобщая революционная забастовка, социальная революция. Рабочие должны отказаться от обязательных третейских судов, от денежной помощи от властей, помня, что эта помощь дается врагами недаром. Если очень уж плорх изданный правительством рабочий закон, надо бороться против его применения. Требовать от правительства хороших рабочих законов. это все равно, что требовать от осла соловьиного пения". (1) 

Прямое действие - это забастовка, перекрытие трассы, оккупация фабрики или городского (сельского) пространства, а так же иные радикальные действия, организованные общим собранием трудового коллектива (или трудящимися данного района, группы и т.д.).

Отсюда - отрицание анархистами любого сотрудничества с государством (в том числе - участия в парламентской борьбе) и с правящими классами. Только прямое действие способно подготовить трудящихся к жизни в безгосударственном коммунистическом обществе. С одной стороны оно вырабатывает привычку к коллективному и самостоятельному принятию решений в ходе собраний. С другой, разрушает уважение к законам государства и носителям властных полномочий.

А что такое коммунизм? Это прямое действие, распространившееся во всех сферах и областях жизни, превращая все человечество в систему "сообщающихся сосудов" - кооперирующихся между собой собраний и подконтрольных этим собраниям координационных советов. Если тут возможны аналогии, то анархо-коммунистическое общество- это нечто вроде федерации управляемых народными собраниями греческих полисов (только без рабства, без коммерции, без угнетения женщин, без иерархий). Приведем цитату из французского леворадикального мыслителя, участника движения ситуацианистов Ги Дебора:

"Нужно лишь признать сложность и размах задач революции, которая стремится к установлению и сохранению бесклассового общества. Она может с достаточной легкостью начаться повсюду, где автономные пролетарские собрания не будут признавать никакой другой власти, кроме собственной, и ничьей собственности, где, ставя свою волю выше любых законов и специализаций, они ликвидируют разделение людей, рыночную экономику и государство. Но победа будет одержана лишь тогда, когда революция наступит повсеместно, не оставив ни пяди земли обществу отчуждения. И тогда мы вновь увидим Афины и Флоренцию, открытые для всех, раскинувшиеся по всему мировому пространству. Победив своих врагов, они смогут с радостью посвятить себя подлинным разногласиям и бесконечными столкновениям исторической жизни."

Враги, о которых тут идет речь, - это коммерция, рынок, товарное производство, разделившее полис, как отмечал Платон, на две части - полис богатых и полис бедных, это рабство и другие иерархии, препятствовавшие социальному единству и самоорганизации античного и средневекового города. Классы, деление людей на трудящихся и тех, кто присваивает себе результаты чужого труда, подрывают творческие силы человечества.

Западный либертарный исследователь Корнелиус Касториалис, русский анархо-коммунист Аполлон Карелин, американский анархо-коммунист Мюррей Букчин видели бесклассовое и безгосударственное общество всеобщего самоуправления, как  продолжение и развитие традиций греческого полиса и городов-коммун Средневековья, новогородского вече и русской сельской общины. Впрочем, не станем забывать, что анархистские идеи впервые сформулированы китайским мыслителем IV в. даосом Бао Цзиньянем...(2)
 


Ленинизм

А какие рецепты коммунизма предлагает большевизм и к чему он стремится? (3) Вот что пишет Ленин в работе Государство и революция (1917 г):

"Один остроумный немецкий социал-демократ семидесятых годов прошлого века назвал почту образцом социалистического хозяйства. Это очень верно. Теперь почта есть хозяйство, организованное по типу государственно-капиталистической монополии. Империализм постепенно превращает все тресты в организации подобного типа. Над "простыми" трудящимися, которые завалены работой и голодают, здесь стоит та же буржуазная бюрократия. Но механизм общественного хозяйничанья здесь уже готов. Свергнуть капиталистов, разбить железной рукой вооруженных рабочих сопротивление этих эксплуататоров, сломать бюрократическую машину современного государства - и перед нами освобожденный от "паразита" высоко технически оборудованный механизм, который вполне могут пустить в ход сами объединенные рабочие, нанимая техников, надсмотрщиков, бухгалтеров, оплачивая работу всех их, как и всех вообще "государственных" чиновников, заработной платой рабочего. Вот задача конкретная, практическая, осуществимая тотчас по отношению ко всем трестам, избавляющая трудящихся от эксплуатации, учитывающая опыт, практически уже начатый (особенно в области государственного строительства) Коммуной".

Ленин солидаризируется с немецким социал-демократом, для которго образцом социализма является немецкая государственная почта - то есть устроенная сверху вниз пирамида чиновников, начальников и подчиненных..  Ленин фактически объявляет социализм чем-то вроде государственной монополии на службе у народа, где "рабочие сами нанимают себе надсмотрщиков".   Вспоминается старая грустная шутка о том, что при коммунизме не будет милиции, потому что люди научатся самоарестовываться...

А вот что получилось у большевиков на практике.   Процитируем работу Ленина "Детская болезнь левизны в коммунизме" (1920 г):

"Соотношение вождей - партии - класса - масс, а вместе с тем отношение диктатуры пролетариата и его партии к профсоюзам представляется у нас теперь конкретно в следующем виде. Диктатуру пролетариата осуществляет коммунистическая партия большевиков.. Партией, собирающей ежегодные съезды (последний: 1 делегат от 1000 членов), руководит выборный на съезде Центральный Комитет из 19 человек, при чем текущую работу в Москве приходится вести еще более узким коллегиям, именно так называемым "Оргбюро" (Организационному бюро) и "Политбюро" (Политическому бюро), которые избираются на пленарных заседаниях Цека в составе пяти членов Цека в каждое бюро. Выходит, следовательно, самая настоящая "олигархия". Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии. Партия непосредственно опирается в своей работе на профессиональные союзы, которые насчитывают теперь, по данным последнего (ИВ. 1920) съезда, свыше 4 миллионов членов, будучи формально беспартийными. Фактически все руководящие учреждения громадного большинства союзов.. состоят из коммунистов и проводят все директивы партии".

Ничего, кроме горькой усмешки не может вызвать упоминание о выборности Центрального Комитета. В ленинской схеме нижестоящие организации подчиняются вышестоящим. Поэтому ЦК получает такую власть над массами, что оно в состоянии административными методами, с помощью финансирования, репрессий и пропаганды формировать общественное мнение, назначать своих людей на все посты и удалять неугодных.

В октябре 1921 г. Ленин говорил о данном периоде так: «...Отчасти под влиянием нахлынувших на нас военных задач и того, казалось бы, отчаянного положения, в котором находилась тогда республика, в момент окончания империалистической войны, под влиянием этих обстоятельств и ряда других мы сделали ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по фабрикам и заводам, - и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение». Таким образом для Ленина коммунизм означал еще и изъятие государством продовольствия у деревни с последующим распределением его по предприятиям. 
 

И эту схему Ленин предлагает в своей работе (О детской болезни...) заимствовать сторонникам коммунизма.

Что здесь общего с вековой мечтой о коммунизме, о свободе, о равенстве, о братстве, о возможности управлять своей жизнью самостоятельно? Это строй, при котором в руках государства, чиновников сосредотачивается полный контроль над всей политической жизнью страны, а так же управление собственность,заводами, землей. Да каких пределов могущества доходит  государственная власть, простершая руку и на политическую сферу, и на силовые структуры, и на самые лакомые куски экономики и до какой степени бесправен при этом становится человек, не причастный к правящей группе! 

Это действительно олигархия, это какая-то азиатская деспотия, управляемая бюрократией. Российский историк С.Павлюченков, один из крупнейших исследователей эпохи  военного коммунизма, отмечает, что образцы "коммунизма" такого рода находим в Китае эпохи Инь, в древнем Египте и т.п. СССР при жизни Ленина был подобного рода азиатской деспотией, только не на чисто аграрной, а на аграрно-индустриальной экономической основе. Это общество, скованное диктатурой и террором. В нем бюрократический аппарат государства является собственником средств производства, эксплуатирует трудящихся, присваивая и перераспределяя произведенную ими продукцию, и одновременно управляет армией, полицией, госбезопасностью, цензурой.. А партия является собственницей государства, руководит им через систему назначений, держит на всех ключевых постах госаппарата своих людей.

"Так называемый "коммунизм", - пишет Павлюченков в работе Военный Коммунизм в России, - естественно возник в России из ее традиционного государственного крепостничества, из казеной и частной промышленности, вскормленной на тяжелых государственных налогах на средние и беднейшие слои населения. Только такая страна, как Россия, имела на заре XX века необходимые исторические предпосылки и подготовительную почву для проведения широкомасштабного опыта по качественному усилению сознательного, государственного начала в управлении обществом и глубокому проникновению в процессы социального развития".  

Впрочем, только ли Россия? Уже в другой своей работе,в биографической статье о Ленине, С.Павлюченков отмечает:

"Ленин всю свою жизнь, по обстоятельствам, психологически и идеологически был тесно связан с Европой. Наверное, он имел право считать себя европейским политиком, не задумываясь о том, что является представителем иного культурно-исторического типа. Обращаясь к историческому опыту европейских стран, он еще мог предполагать, что его революционная деятельность представляет собой что-то еще невиданное, новое по своей сути. Однако богатейшая история Востока могла бы назвать не одно имя цивилизационных предшественников большевизма...
Ленинизм с одной стороны был продуктом идеологии революционного универсализма (глобализма), европейского марксизма. Однако духовный путь Ленина – это опыт адаптации западноевропейского учения к русской почве и историческому наследию России. И на этом пути раскол с европейским марксизмом был неизбежен...В процессе адаптации марксизма Ленин воспринял от русского рев-люционаризма XIX века все то практичное, что могло сократить путь партии к политической власти: учет бунтарского потенциала крестьянства... признание любых методов борьбы, если это ведет к цели...
После захвата власти  для Ленина становится очевидным, что политическая организация рабочих в форме Советов не удовлетворяет требованиям государственного централизма. И тогда, по ходу революционных перемен его дисциплинированная партия быстро находит свое место во главе советского государства. В свою очередь партией руководит избираемый на съезде Центральный комитет, причем текущую работу приходится вести узким коллегиям – Политбюро и Оргбюро, избираемым на пленарных заседаниях ЦК.
Партия во главе абсолютистского государства, во главе партии – олигархия и при этом всем понятно, что один из олигархов на порядок голов выше всех остальных. Что общего в этой квинтэссенции головокружительного пути Ленина остается от европейского ортодоксального марксизма? Только отрицание частной собственности и жесткий централистический характер политического устройства. То есть то, чем в принципе уже отличалось русское общество, сложившееся в Северо-восточной Руси еще в домонгольский период – тип вотчинного общественно-политического уклада, где государство в лице великого князя являлось верховным собственником. Веками эта модель, периодически усиливаясь или ослабевая в своих характерных чертах, пульсировала в пределах Московского государства и Российской империи, определяя специфику отечественной истории. Как говорил теоретик эсеров В.М.Чернов: Ленин – это «воля к власти… для осуществления своей программы». Но власть постепенно подменила программу, которая осталось очередным выдающимся опытом идеологии, оплодотворяющей общественное развитие, при незыблемости принципиальной схемы национального уклада. Европейская революционная идеология отрицания частной собственности органично привилась на российскую почву, превратившись в легистскую доктрину абсолютной государственной власти. Все остальное, что не соответствовало историческому опыту России было отторгнуто, «засохло» в побеге русского коммунизма". (4) 


Ленинисты (равно, как и социал-демократы) наоборот, хотят возглавить пролетариат, подчинить его деятельность интересам партийного меньшинства, олигархии. С этой целью они придумали демагогическую теорию о том, что партия - заведомое меньшинство класса, может выражать классовые интересы. Это такая же мистическая чушь, как утверждение, что царь есть помазанник божий, Отец народа, который лучше самого народа знает, что народу нужно (5). Ленинизм - это азиатчина в худшем смысле этого слова, это наследник Золотой Орды и русского самодержавия. 
 

 Класс обездоленных (пролетариев) состоит из миллионов конкретных индивидов, с постоянно меняющимися запросами, думающих, развивающихся. Да, эти люди могут самостоятельно, через диалог и взаимную договоренность прийти к общим суждениям, выработать общую мораль и договориться о коллективной работе, с тем,что принадлежащее им производство смогло удовлетворить те или иные наиболее важные их потребности. Но как может кто-то за людей решать, что им нужно и при этом думать, что он выражает их интересы?


Либетарный мыслитель Корнелиус Касториадис, чьи взгляды близки к анархизму, писал: "Мы хотим самоуправляемое общество. Что это значит? Общество, которое управляет, а значит, руководит само собой. Но надо еще уточнить. Самоуправляемое общество - это общество, где все решения принимаются коллективом, которого эти решения касаются. Речь идет о системе, где те, кто осуществляет деятельность, те и принимают коллективно решение, что они должны делать и как это сделать в тех границах, которые налагает на них сосуществование с другими коллективами. Таким образом, решения, которые касаются работников цеха, должны быть приняты работниками этого цеха, решения, которые касаются работников нескольких цехов - собранием этих работников или их делегатами, избираемыми и сменяемыми, решения, которые касаются квартала - жителями квартала, решения, которые касаются всего общества - всей совокупностью мужчин и женщин, которые в нем живут. Никакие научные расчеты не помогут нам решить, что предпочтительно для общества в следующем году: больше досуга или больше потребления, более или менее быстрый рост. Тот, кто утверждает, что такое может быть просчитано какой-то отдельной группой специалистов - невежда или лжец. Единственный критерий, который имеет смысл в этих случаях, это то, чего собственно хотят составляющие общество мужчины и женщины. Только они, и никто другой, могут решить, как им жить и работать". (6) 


Всякий, кто утверждает, что он выражает интересы других людей, даже целого класса, узурпирует реальное право людей устраивать жизнь по своему желанию. Ни одна группа мудрецов не может постичь все бесконечное разнообразие миллионов постоянно взаимодействующих между собою человеческих жизней.Та группировка, которая постарается навязать обществу свои представления о том, как надо жить, вынуждена будет силой втаскивать народ в прокрустово ложе своих теорий и схем, подавляя и репрессируя всех несогласных. Чем масштабнее ее претензии, тем страшнее будет террор. Претензии большевистской партии-государства тотальны, она хотела бы контролировать и законодательство, и экономику, и общественную мораль - отсюда ужасающие для общества последствия. 


 Маоизм

 Любопытно, что и лидер китайскогих большевиков и китайского государства Мао Цзедун  брал за основу своей модели ленинское учение о партии - о менеджерском аппарате, основанном на жесткой дисциплине,который станет контролировать трудящихся, общество. Мао так же опирался на принципы военного коммунизма, которые, собственно и сам Ленин считал попыткой введения коммунизма (а не просто временными мерами, вызванными временными трудностями). Мао говорил :


"В Советском Союзе военный коммунизм заключался в сосредоточении всех излишков продовольствия. Мы тоже имеем 22-летнюю военную традицию осуществления системы бесплатного снабжения, которое тоже представляет собой военный коммунизм. Мы осуществляли коммунизм в среде кадровых работников, но и простой народ тоже испытывал на себе его влияние… Мы из городов пришли в деревни и объединились с сельским полупролетариатом, организовали партию и армию, мы ели из общего котла, не имели дней отдыха, не получали заработной платы; у нас была коммунистическая система бесплатного снабжения. Стоило нам снова вступить в города, как постепенно мы стали портиться, старые порядки нам теперь не по нутру. Нам захотелось одеваться в шерсть и сукно, мы начали бриться: кадровые работники превратились в интеллигентов, денежные оклады вытеснили систему бесплатного снабжения, появилась одежда трех расцветок, питание пяти категорий, а линия масс в городе перестала проводиться в полной мере". 


Правда, был момент, сильно отличавший маоистскую теорию и практику от советского большевизма. Это опора на деревню, как на основную силу противостояния  буржуазному или обуржуазившемуся городу. Развивая идеи Мао, его ученик Линь Бяо писал: «Деревня и только деревня является безграничным, обширным полем деятельности для революционеров. Деревня и только деревня является той революционной базой, откуда революционеры идут в поход на завоевание окончательной победы… Если рассматривать вопрос в мировом плане, то Северная Америка и Западная Европа могут быть названы мировым городом, а Азия, Африка и Латинская Америка – «мировой деревней». В известном смысле нынешнюю обстановку в мировой революции можно  охарактеризовать как обстановку окружения города деревней».


Однако и Ленин считал возмождным в тактических целях опираться на крестьянство и именно так он поступал в 1917 г,а в работе "Лучше Меньше,Да Лучше" (1923 г.) он отмечал, что "исход борьбы зависит, в конечном счете, от того, что Россия, Индия, Китай и т. п. составляют гигантское большинство населения (в численном отношении в этих странах абсолютно доминировало крестьянство и именно за счет крестьянства получается это "абсолютное большинство" - прим. Магид). А именно это большинство населения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни тени сомнения в том, каково будет окончательное решение мировой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена".


С другой стороны, на кого бы не опирались различные версии большевизма, они были формой контроля бюрократических аппаратов над массами. Когда этим аппаратам было выгодно, они проводили политику принудительных изъятий продовольствия и насильственной реорганизации села. Коллективизации и голодоморы имели место и в Советской России при Ленине и Сталине, и в маоистском Китае; и там и там деревня подверглась на определенных этапах жестокой эксплуатации и насильственной перестройке, целью которой было развитие государственной промышленности, экономическая и технологическая модернизациия.

 

В историческом плане и русский большевизм и китайский маоизм были (скорее неудачными) попытками индустриальной модернизации преимущественно аграрных обществ централизованными усилиями государства. (7)


И русский большевизм и китайский маоизм, использовавший и творчески пременявший наследние первого, возникли в обществах с резким преобладанием крестьянства, с мощной государственной традицией деспотизма и с ключевой ролью государства в экономическом развитии страны.


Далеко не случайно в Европе большевизм не прижился, а западные большевики либо создали различные версии социал-демократии (еврокоммунисты и троцкисты) либо превратились в маргиналов, озабоченных правами секс-меньшинств или терроризмом (маоисты) (8) . 



***

Так что общего у ленинистов и анархистов? Ответ- ничего. Это два взаимоисключающих, разнонаправленных проекта.  Различия начинаются уже с повседневной работы, сегодня, сейчас. Ленинисты мечтают о подчинении массовых движений своим партийным структурам.  Анархисты борются за то, чтобы развить самостоятельность обездоленного (т.е. лишенного политической и хозяйственной власти) населения, пролетариата, за полную власть общих собраний рабочих, студентов, жильцов во время протестов и забастовок.



Примечания


1. А.А. Карелин и Позитивная Программа Русских Анархо-коммунистов
http://shraibman.livejournal.com/258548.html


2. Бао Цзиньян. Анархо-коммунист в Древнем Китае
http://shraibman.livejournal.com/53653.html


3. В статье не рассматриваются оппозиционные течения большевизма периода гражданской войны, некоторые из которых были вызваны к жизни анархистским и максималистским влияние русской революции. Об этих течениях и причинах из появления можно прочесть здесь:
Рабочая оппозиция и рабочее повстанчество в России (1920-1921 гг.)
http://shraibman.livejournal.com/39993.html  


4. Владимир Ильич Ленин. Опыт революционного радикализма. С.А.Павлюченков.( Архив Автора. Могу выслать статью всем желающим.) 


 5. Почему партии не могут выражать интересы трудящихся
http://shraibman.livejournal.com/182727.html


6. Корнелиус Касториадис Самоуправление и Иерархия.
http://shraibman.livejournal.com/254959.html


7. Диктатуры Развития и Большевизм на Востоке Азии
http://shraibman.livejournal.com/237037.html


 8. Впрочем, остается не вполне ясным вопрос о влиянии  маоизма на единственное более-менее массовое движение городской герильи в Европе второй половины 20го столетия - Красные Бригады.
 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments