Роман Домнушкин (roman_ganzha) wrote in history_ru,
Роман Домнушкин
roman_ganzha
history_ru

Categories:

Chinoiserie

Ольга Фишман. Китай в Европе: Миф и реальность (XIII—XVIII вв.). — СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. — 544 с. (Orientalia)

1. Китай глазами путешественников и торговцев. Ранние источники в основном подчеркивают материальное богатство, сложную организацию административной системы и рационалистический порядок; звучит восхищение страной, в которой ценится ученость. 2. Китай в изображении миссионеров. Иезуиты упростили Китай, не поняли силу и непроницаемость конфуцианства. Идеализация Китая как империи мира, покоя, гармонии и процветания, где правят законы разума и чистой морали, где царит рационалистическая религия, близкая к христианству по чистоте идеи, а также к европейскому Просвещению (культ «естественности»). С помощью образа Конфуция иезуиты, преследуя собственные политические и идеологические цели, создали в умах мыслителей Европы веру в существование великолепной утопии...

3. Китай в восприятии европейских просветителей. ...а именно утопии «просвещенной монархии» и платонова «государства философов». Конфуцианство истолковано как комплекс социальных и моральных правил, разрабатывающих проблемы взаимоотношений личности и государства. Конфуцианский «совершенномудрый человек» явился зримым воплощением просветительского идеала «добропорядочного человека». «Открытие» Китая играет ключевую роль в идеологическом обосновании борьбы против теологии и церкви. 4. Шинуазри. Период рококо и мода на все китайское, ассоциировавшееся с «разнообразием», «игривостью», «легкостью» и «причудливостью». Chinoiserie, «китайщина» — это не только европейские имитации образцов китайского декоративно-прикладного искусства и литературы, но и создание «своего Китая» — сказочной, изящной страны-игрушки, населенной маленькими, роскошно одетыми мудрецами, изысканными, спокойными и томно-ленивыми. Заключение. «Флирт Европы с Китаем» закончился в конце XVIII века. В 1773 году запретили иезуитов. Немецкие романтики и востоковеды заинтересовались Индией. Английские шефтсберианцы похоронили «китайщину». Европа начинает ориентироваться на собственные исторические образцы и в первую очередь на античность. Китай, в качестве идеала послуживший интеллектуальной основой возвышения европейской буржуазии, теперь повернулся своей темной стороной. Инверсия мифа о Китае была прямо обусловлена изменением экономических отношений в Европе. И теперь мы имеем то, что имеем.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments