Ярослав Козлов (yroslav1985) wrote in history_ru,
Ярослав Козлов
yroslav1985
history_ru

О версии происхождения предков В. И. Ленина по отцовской линии в книге А. Арутюнова

Г.А. Бородулина. О версии происхождения предков В. И. Ленина по отцовской линии в книге А. Арутюнова «Досье Ленина без ретуши» (М.: «Вече», 1999) // Вестник Музея-мемориала В. И. Ленина. Выпуск 7. Ульяновск. 2005. стр 80-94
Бородулина Галина Анатольевна – старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела филиала ГИМ «Музей В. И. Ленина» (Москва).


В исторической науке есть свои традиции, своего рода правила приличия, которых придерживались еще такие признанные исследователи как С.М. Соловьев и В.О. Ключевский, П.Н. Милюков и А.А. Корнилов. Уважая своего читателя, давая ему возможность следить за ходом мысли, контролировать объективность, беспристрастность исследователя, русские историки привычно начинали свои работы с постановки задачи, с анализа источниковой базы, с объяснения особенностей своей методологии, а завершали – выводами, всесторонне обоснованными в аналитической части исследования.
А. Арутюнов с первых страниц своей книги «Досье Ленина без ретуши»(1) отметает все эти каноны, предлагая читателю уже в разделе «От автора» основные свои выводы и оценки личности Ленина, которые сопровождаются утверждениями о научном характере работы: «Необходимо было во всем разобраться и, прежде всего, изучить документальные материалы и многочисленные воспоминания современников, провести тщательный источниковедческий анализ работ Ленина, его биографии и, сопоставляя их с другими источниками, в том числе архивными, попытаться выяснить истинную политическую цель и узнать подлинное лицо этой неординарной личности. Нужно было систематизировать отобранный за многие годы фактический материал, прежде чем приступить к исследованию столь серьезной проблемы». На научный характер работы претендует и ее оформление (к основной части книги даны разделы «Примечания», «Приложения», «Список сокращений», «Именной указатель»).
Книгу об исторической личности автор начинает, как и полагается, с истоков — с генеалогии вождя. Этой теме посвящена глава I «Родословная Владимира Ульянова». Свою задачу в этой главе автор формулирует следующим образом: «В данной работе я не ставил перед собой задачу подробно показать всю родословную Ленина, как говорится, до седьмого колена. Однако вряд ли можно было бы разносторонне исследовать общественно-политическую деятельность столь неординарного человека, не изучив этого вопроса»(2). Далее он продолжает: «Многолетний поиск источников, их/80/ критический анализ и систематизация позволили мне внести некоторые дополнения и уточнения в имеющуюся информацию о родственниках Ленина и, насколько было возможно, воссоздать родовое древо этой большой, окутанной тайной фамилии. Естественно, данное исследование не может дать исчерпывающий ответ на все вопросы, касающиеся генеалогии Владимира Ильича Ульянова. Но автор все же надеется, что представленный материал вполне достаточен для того, чтобы у читателя сложилось более или менее правильное представление о предках большевистского вождя»(3).
В логической связи с заявленным в разделе «От автора» формулировка поставленной задачи сразу же выдает истинную цель автора: не реконструировать историю рода Ульяновых, а дать «правильное», с точки зрения самого автора, представление о предках Ленина.
Поставленную задачу автор книги пытается решить способами, не имеющими к научным никакого отношения. Сама формулировка «правильное представление о предках большевистского вождя» фактически сразу отвергает объективность всего написанного до Арутюнова по этой теме в нашей стране и многого – за рубежом. Об этом было заявлено уже в разделе «От автора»: «О Ленине написаны тысячи работ и у нас в стране, и за рубежом. Продолжают писать и сегодня. Естественно, авторы этих работ – люди разных политических взглядов и убеждений. Отсюда и противоречивые оценки личности и деятельности Ленина. Ничуть не оправдывая отечественных историков, писателей и различных специалистов, создавших в годы советской власти тенденциозные и конъюнктурные сочинения (впрочем, не свободны от этого и некоторые западные авторы), следует все же отметить, что необходимо учитывать условия, в которых приходилось жить и работать людям нашей страны на протяжении семи десятков лет страшного господства коммунистической автократии»(4). Замалчивая, что нередко люди разных политических взглядов и убеждений высказывали, например, совпадающие оценки личности Ленина, Арутюнов предпочитает промолчать и о том, что его собственные оценки не отличаются в сущности от оценок таких авторов книг о Ленине, как генерал Волкогонов и писатель В. Солоухин. Арутюнов делает этих авторов фигурами умолчания, поскольку совпадают не только их оценки, но и методы, далекие от научных.(5)
Утверждение, что выполнить поставленную в этой части книги задачу автору позволил «критический анализ и систематизация» источников, может ввести в заблуждение разве что самого неискушенного читателя. Автор не дает даже самой элементарной систематизации и краткого анализа обширной базы источников. Все заменяют два утверждения. Первое: «За годы Советской власти биографы Ленина сделали все возможное и невозможное для того, чтобы показать, что предки Ленина по отцовской линии были волжскими крепостными крестьянами»(6). Второе утверждение: «После смерти Ленина начали издаваться воспоминания о нем. Но среди массы опубликованной литературы нет ни одной объективной, правдивой работы. Не составляют исключения и сочинения, вышедшие из-под пера ближайших родственников Ленина.»(7) По сути дела Арутюнов утверждает, что на протяжении всего советского периода истории биографии Ленина, и родословная в частности, фальсифицировались, в этом принимали участие и сами Ульяновы.
Методы, которыми пользуется автор для обоснования своих утверждений, имеют вполне определенные названия – подтасовка (т.е. отбор из всего многообразия фактов только тех, что работают на авторскую версию) и фальсификация (преднамеренное искажение, подмена каких-либо данных).
Первое утверждение автор обосновывает следующим образом: «Первой «ласточкой», утверждающей этот факт (происхождение предков Ленина по отцовской линии из волжских крестьян – Б.Г.) , стала книга «Ленин – Владимир Ильич Ульянов»,/81/ опубликованная летом 1918 года большевистскими идеологами. В ней, в частности, говорится: «Отец Ленина, родом крестьянин, работал на Волге директором народных училищ». Но неожиданно в сентябре того же года вышла в свет небольшая книжка «Вождь деревенской бедноты В.И. Ульянов-Ленин». Она внесла шумный переполох в высшие партийные круги и вызвала гнев и возмущение самого Ленина. Автор книги (А.Х.Митрофанов) писал: «Вся жизнь Вл. Ильича, вся его ученая, литературная и партийная жизнь неразрывно связана с деревней. Начать с того, что его отец, дворянин по происхождению, далекий от крестьянства и по своему общественному положению, был человеком близким ему по духу. Эту близость и сочувствие многострадальной деревне эпохи мрачной реакции царствования Александра III отец Вл. Ильича передал всей своей семье… (выделено мной.- А.А.). Несмотря на все лестные эпитеты «вождю мировой революции», книга была бомбой, подложенной под кремлевского владыку, за что автор книги жестоко поплатился. После этой публикации все издания, касающиеся биографии вождя были взяты под особый контроль, хотя книги, посвященные ему, продолжали выходить даже в разгар гражданской войны.»(8)
Человеку, занимавшемуся многолетним поиском источников по теме, должен быть известен факт существования в то время и других версий происхождения Ленина в книгах 1918—1920 годов. Их авторы не располагали никакими биографическими документальными материалами, да они и не были им нужны. Главная цель авторов заключалась в пропаганде основных положений программы и политики партии, а огромный интерес к ее руководителю определил биографическую форму изданий. Так, первая книга была написана Г.Е. Зиновьевым (Арутюнов почему-то оставил это в секрете), в целях разъяснения широким слоям основных положений программы партии и политику по их реализации. Цель книги Митрофанова — разъяснить крестьянам аграрную часть программы и политику большевиков по отношению к беднейшему крестьянству. Никакого «особого» контроля за изданиями о Ленине до конца 20-х годов не существовало, а утверждение о гневе и возмущении Ленина по поводу книги Митрофанова Арутюнов приводит бездоказательно, поскольку таковых и не существует.
Поиск документов для написания биографии Ленина начала созданная в 1920 году Комиссия для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории Российской Коммунистической партии (Истпарт). В 1921 году в двенадцатом номере журнала «Книга и революция» была опубликована статья «Ленин и миф» Г. Шидловского, члена коллегии Петроградского Истпарта. Проанализировав три наиболее распространенные в то время биографические книги о Ленине, он пришел к выводу, что после их прочтения «не только партийный агитатор, но и рядовой читатель невольно задастся вопросом: - А на самом деле, кто же по происхождению был тов. Ленин? Например, в книге Г. Зиновьева говорилось: «…отец тов. Ленина, родом крестьянин, работал на Волге директором народных училищ». В книге А. Митрофанова: «…его отец дворянин по происхождению, далекий от крестьянства». В. Невский сообщал, что отец Ленина сам происходил от бедных и незнатных родителей из г. Астрахани». Автор статьи призвал «рассеять творимый при жизни тов. Ленина миф о нем, о его происхождении…»(9)
Статья была перепечатана журналом «Пролетарская революция» вместе с отзывом старшей сестры Владимира Ильича А.И. Ульяновой-Елизаровой. В ответ на обращение Шидловского Анна Ильинична сообщила, что «…данные, сообщаемые т. Невским, всего ближе к истине. Илья Николаевич родился в Астрахани от «бедных и незнатных» родителей. Но мы можем поставить точку над i и сказать: по происхождению он был мещанином г. Астрахани… Числясь на государственной службе, он получал в свое время чины и ордена. Последний орден Владимира дал ему/82/ потомственное дворянство, т. е. в том, что Владимир Ильич дворянин, есть тоже доля правды, но дворянин не по происхождению, а по выслуге отца»(10). Фактически сестра Ленина выступила против создания мифа о Ленине.
Эту хорошо известную исследователям статью Арутюнов просто игнорирует. В подтверждение участия родных Ленина в фальсификации биографии автор приводит цитаты из книг сестер Владимира Ильича. На с.11 читаем: «Так старшая сестра Ленина, Анна Ильинична Ульянова-Елизарова, в начале 20-х годов писала, что ее дед, Николай Васильевич, «был мелким чиновником». Позднее она написала и о своем отце: «Отец Вл. Ильича, Илья Николаевич Ульянов, был родом из бедных мещан города Астрахани. Семи лет лишился он отца». Так же скупо пишет о своем отце, деде и прадеде и младшая сестра Ленина, Мария Ильинична Ульянова: «Отец происходил из бедной мещанской семьи. Дед его был крепостным, а отец жил в городе и служил в каком-то торговом предприятии (выделено мной. – А.А.). Однако она не уточнила, в каком именно торговом предприятии служил ее дед.»(11)
Далее Арутюнов попытается опровергнуть те сведения сестер, которые выделил в тексте, пользуясь отсутствием источниковедческого анализа. В противном случае ему пришлось бы сообщить, что «Воспоминания об Ильиче» были написаны Анной Ильиничной в начале 20-х годов(12), когда Ульяновы практически ничего не знали о деде и отце Ильи Николаевича. В памяти Анны Ильиничны остались только самые яркие рассказы отца о детстве, собственные воспоминания о единственной встрече с бабушкой и дядей: «Помню поездку на пароходе, нас двоих старших (Александр и Анна – Б.Г.) с матерью из Нижнего в Астрахань, к родным отца. Это было ранней весной, с первыми пароходами, когда мы были в возрасте 3—4 лет. Смутно припоминаю маленький домик, старую бабушку и дядю: припоминаю, что с нами возились как с желанными гостями и, как мать находила, баловали нас чересчур. К этим родным мы ездили только раз…»(13) Эти детские отрывочные воспоминания и точное знание о происхождении отца из мещанского сословия и послужили основой для написанного Анной Ильиничной в приводимых Арутюновым отрывках. Еще меньше могла помнить младшая сестра — Мария Ильинична, родившаяся в 1878 году.
Только в 1930 г. им стали известны первые документальные сведения о деде и его семье, после того как Мария Ильинична познакомилась с присланной в Институт Ленина рукописью документального очерка об отце. Автором очерка был астраханский архивист П.И. Усачев, выявивший в областном архиве первые документы о Н.В. Ульянове и его семье. В очерке сообщалось, что дед Ленина был по профессии портным, приписанным к мещанскому сословию. В Российском государственном архиве социально-политической истории (бывшем Центральном партийном архиве) хранятся письма Усачева к Марии Ильиничне, в которых он сообщал, что использовал в очерке сведения из архивной книги «на записку мастеров» Астраханской ремесленной управы за 1834 год с записью о принадлежности Н.В. Ульянова к цеху портных и ревизской сказки 1835 года(14).
В вышедшей в 1931 году книге «В.И. Ульянов (Н. Ленин). Краткий очерк жизни и деятельности» Анна Ильинична написала: «Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан г. Астрахани. По некоторым не вполне проверенным данным, дед Владимира Ильича был портным». Впервые в этой книге она писала об этническом происхождении предков по отцовской линии: «По национальности Илья Николаевич был русским, но некоторая примесь монгольской крови несомненно имелась, на что указывали несколько выдающиеся скулы, разрез глаз и черты лица. В Астрахани, как известно, значительную часть населения составляли издавна татары».(15)
В отличие от старшей сестры Мария Ильинична с большим доверием отнеслась к сообщениям Усачева, написав об отце: «Он происходил из бедной мещанской семьи./83/
Дед его был крепостным, а отец жил в городе и служил в каком-то торговом предприятии (по профессии он был портным)».
Арутюнов опустил упоминания о профессии Н.В. Ульянова в книгах, чтобы создать видимость существенных разночтений в написанном сестрами, «не заметил» он и сноску к написанному в книге Марии Ильиничны: «1) По сообщению тов. П. Усачева в книге «на записку мастеров» астраханской ремесленной управы на 1834 г. Николай Васильевич Ульянинов (фамилия деда писалась в то время и Ульянов, и Ульянин) значится портным. О том, что Николай Васильевич был портным сообщает и племянница М.Н.Горшковой (старшей дочери Николая Васильевича), С.А.Ветлугина, которая в настоящее время живет в Астрахани)».(16) Сообщение о крепостном прадеде, как мы увидим позже, также основывалось на сообщении Усачева.
Сестры Ульяновы неоднократно писали в своих книгах, а не признавались, по выражению Арутюнова, что по материнской линии у них были немецкие предки.(17)
О существовании еврейских предков Ульяновы узнали из документов, выявленных по запросу Анны Ильиничны в 1924 году в архивах Ленинграда. В запросе Анна Ильинична сообщила все сведения, которые были известны ей об А.Д. Бланке: «…1. Родился в 1802 г. (кажется в Житомире). 2. Купеческого сословия. 3. Поступил в 1820 г. в Петербургскую Медицинскую академию. 4. Окончил ее со званием лекаря в 1824 г. 5. Служил одно время в больнице Марии Магдалины. 6. Был женат на некой Анне Ивановне Грошопф (кажется шведке), отец ее имел дом на Васильевском острове»(18). Узнав о выявленных документах и их содержании, руководство Института Ленина приняло тогда решение не обнародовать сведения о еврейских предках Ульяновых. Но в начале 30-х годов Анна Ильинична, обеспокоенная ростом в стране антисемитских настроений, дважды обращалась к И.В. Сталину с просьбой опубликовать эти сведения. Через Марию Ильиничну Сталин передал распоряжение: «молчать…абсолютно»(19). Письма Анны Ильиничны были опубликованы в 1992 году, о чем Арутюнов предпочел умолчать.
Походя, одной фразой, автор книги свел на нет всю работу, проделанную зарубежными исследователями, заодно дискредитировав известного биографа Ленина - Д. Шуба: ««Кстати, зарубежные публикации о генеалогии Ленина также не свободны от неточностей и ошибок. Например, автор книги о Ленине Д.Н. Шуб пишет, что прадед Ленина по материнской линии Мойша Ицкович Бланк якобы был женат на Анне Карловне Остедт.»(20) (Арутюнов А. Указ. соч. С.11). Но этот опус принадлежал автору книги «Ленин» генералу Волкогонову, у которого Арутюнов позаимствовал и сам опус, и ссылку на несуществующее издание работы Д. Шуба на русском языке(21). Книга Шуба была издана в Нью-Йорке в 1948 г. на английском языке(22). Ничего подобного утверждению Волкогонова в ней нет и быть не могло. От историка русского еврейства С.М. Гинзбурга Шубу было только известно, что дедом Ленина был крещеный фельдшер из Одессы Александр Бланк. Об этом Шуб написал в начале 60-х годов, когда в эмигрантском «Новом журнале» развернулась дискуссия о национальности предков Ленина.(23)
Претендуя на роль ученого, открывающего в своей работе ранее неизвестные факты из истории рода Ленина, Арутюнов скрыл от читателя, что уже существует целый ряд публикаций современных исследований по родословной Ленина и истории ее изучения.(24) Это дало Арутюнову возможность использовать публикации (например, книгу М.Г. Штейна), не указывая их в качестве источника.
Подменив источниковедческий анализ тенденциозным комментированием нескольких цитат и собственными домыслами, Арутюнов приступает к аналитической части главы: «В генеалогии семьи Ульяновых прослеживается пять ветвей: еврейская, немецкая, шведская, калмыцкая и чувашская».(25)/84/
«Научное» доказательство существования в роду Ленина калмыцких и чувашских предков автор книги осуществляет при помощи подтасовок, фальсификаций фактов и домыслов.
Первенство в попытке доказать существование в роду Ульяновых чувашских предков принадлежит самому Арутюнову, что касается версии о калмыцких предках, то она известна с 1937 года, но так и не получила документального подтверждения. Так что фраза Арутюнова «калмыцкая ветвь слабо исследована биографами Ленина» просто абсурдна. На сегодняшний день, как и в 1937 году, версия основывается на мнении А.И. Ульяновой-Елизаровой о «некоторой примеси монгольской крови» у отца и сведениях из очерка М. Шагинян «Предки Ленина».
Очерк Шагинян был впервые опубликован в журнале «Новый мир»(26) и стал своего рода прелюдией к роману «Билет по истории». Основу очерка составили сведения из выявленных в Государственном архиве Астраханской области документов о Н.В. Ульянове и членах его семьи, что писательница и указала: «За астраханским архивом очень большие заслуги. Разысканы: дом, в котором родился отец Ленина; метрическая запись, по которой установлена дата крещения Ильи Николаевича и фамилии его крестных отца и матери; книга «на записку мастеров», где перечислено множество профессий ремесленников, существовавших в 1834 году, и где в списке «портные астраханские мещане» под № 3 значится: «Николай Васильевич Ульянов, внесший налогу «единовременно десять»… Разыскать дом было нелегко. Чтоб его найти пришлось тщательно, за много лет пересмотреть так называемые «ревизские сказки», периодические переписи населения по дому, с хозяевами, чадами и домочадцами, пока не нашелся среди них замечательный документ 1835 года, сохранивший для нас даже собственноручную, очень крепкую и характерную подпись деда Ленина. Этот документ дополнила вторая ревизская сказка от 1850 года, когда деда Ленина уже не было в живых. К ним прибавились два приказа о «крепостной девке Александре Ульяновой», о которой не известно в точности, кем она доводилась деду Ленина. Разыскан семейный склеп Ульяновых на астраханском «духосошественском» кладбище…Но найти документ – это еще полдела. Главное…- суметь жизненно прочитать документ, выжать из его сухости теплый человеческий голос. Правильное чтение документа, расшифровка заложенных в нем исторических показаний – это тоже заслуга астраханского архива»(27). Архивистом, выявившим и прокомментировавшим документы писательнице, был, как мы уже писали, Петр Иванович Усачев. Это подтверждают и исследования А.С. Маркова(28), одно из которых хорошо известно Арутюнову. В 1936 году в областной газете «Сталинградская правда» Усачев опубликовал статью о семье Ульяновых в Астрахани и три выявленных в архиве документа: запись в ревизской сказке 1835 года и два приказа об "отсужденной от рабства" Александре Ульяновой»(29). Судя по тому, что написала Шагинян в очерке, Усачев выражение «отсужденная от рабства» расшифровал как свидетельство об освобождении из крепостной неволи. Предположив родственную связь Николая Васильевича с Александрой, архивист сделал вывод, что дед Ленина мог быть по происхождению крепостным крестьянином. Основываясь на толковании документа и версии Усачева, о происхождении деда Ленина из крепостных написали и М.И. Ульянова, и Шагинян.
Широкой публике версия о калмыцких предках стала известна из романа Шагинян «Билет по истории», напечатанного в 1938 году в журнальном варианте, а затем вышедшего отдельной книгой.(30)
О чувашских предках Ленина широкой публике впервые поведал известный кинорежиссер С.Говорухин.(31)/85/
Попытку доказать существование в роду Ульяновых калмыцких и чувашских предков Арутюнов логически начинает с попытки опровержения официальной (по выражению автора книги) версии русского происхождения Н.В. Ульянова.
Документы, прямо указывающие национальность деда Ленина, исследователям не известны. Версия о русском происхождении основывается прежде всего на записи о «коренном российском происхождении» мужчин, внесенных в список для рекрутского набора 1837 года мещан г. Астрахани. Среди них – Н.В. Ульянов и его сыновья. Другое основание – документально подтвержденный факт происхождения Николая Васильевича из крепостных крестьян Нижегородской губернии(32). По свидетельству доктора исторических наук, специалиста по вопросам народонаселения России XVIII—XIX веков В.М. Кабузана это выражение использовалось в официальных документах первой половины XVIII века как указание на принадлежность к одному из трех коренных народов Российской империи: русскому, украинскому или белорусскому. Опять же по свидетельству Кабузана, абсолютное большинство крепостных крестьян в Сергачском уезде Нижегородской области в конце XVIII — начале XIX веков составляли этнические русские.(33) Указание на славянское происхождение в списке для рекрутского набора дополняет документальное описание внешности Николая Васильевича: «Ростом 2-х аршин 5 вершков, волосы на голове, усы и борода светло-русые, глаза карие, лицом бел, чист…»(34)
Опровержение версии славянского происхождения Николая Васильевича Арутюнов строит на следующих утверждениях:
1. Существует свидетельство самого Ильи Николаевича о его нерусском происхождении.
У Арутюнова: «Из книги Шагинян О.Д. Ульянова должна была знать о признании деда, Ильи Николаевича, который говорил, что он отчасти калмык»; «…отец Ленина, Илья Николаевич, признавал, что он «отчасти калмык», но о другой части своей национальности почему-то умалчивал. Если бы у него были русские корни, я уверен, он не стал бы об этом умалчивать. Напротив, он с гордостью подчеркнул бы этот факт»(35).
2 Доказательством «тюркоязычного» (терминология автора книги) происхождения Ульяновых служит их внешний вид.
У Арутюнова: «Во внешнем облике Ульяновых, начиная с Василия (дяди Ленина) и кончая Владимиром Ильичем, преобладали монголоидные элементы. И если еще учесть их небольшой рост (максимальный 164 см), что не типично для русских мужчин, то можно предположить, что дед, прадед и все далекие предки Ленина по отцовской линии принадлежали к тюрко-язычным племенам»(36).
3. Документы о происхождении Н.В. Ульянова из крепостных крестьян Нижегородской губернии сфальсифицированы, такого села в Нижегородской губернии никогда не существовало, и вообще дедом Ленина был не Н.В. Ульянов.
У Арутюнова: «…в документальных материалах Ульяновых имеют место не только неточности, но и подлоги. А в опубликованной литературе – сплошь противоречивые и неправдоподобные сведения… Вывод здесь таков: настоящей биографии Ульяновых пока мы не знаем; весьма сомнительна родственная связь между Ильей Николаевичем и родом Ульяниных из загадочного села Андросово Нижегородской губернии; сомнительна официальная версия о том, что предки Ленина по отцовской линии были крепостными крестьянами, относились к податному сословию. Есть все основания, что предки Ленина были из привилегированного сословия».(37)

продолжение http://yroslav1985.livejournal.com/95675.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments